Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Символ Шри Ауробиндо История создания
Символ Шри Ауробиндо
Мать описала символ Шри Ауробиндо - два пересекающихся треугольника, в которые вписан квадрат, внутри которого изображен лотос на воде - следующими словами:
«Нисходящий треугольник представляет Сат-Чит-Ананду.
Восходящий треугольник представляет устремленный ответ материи в виде жизни, света и любви.
Объединение двух треугольников - центральный квадрат - это совершенное проявление, в центре которого находится Высочайший Аватар - лотос.
Вода внутри квадрата представляет собой Многообразие Творения».
Форма из двух треугольников напоминает шестиконечную звезду - мистический символ названный иудеями Звездой Давида или Печатью Соломона.
Впервые символ, похожий на символ Шри Ауробиндо, появился в начале 1902 года в «Космическом Движении» - это организация в Париже, во главе которой стоял Макс Теон, - учитель Матери по оккультизму. «Большая часть космических текстов (различные тексты Движения) были не подписаны», - рассказывает Паскаль Теманлис - сын одного из учеников Теона. «Шестиконечная звезда, в центре которой находился лотос, являлась подтверждением авторства текстов. Среди прочего этот знак пробуждал единство принципов действия и пассивности, и также бесспорность Мудрости Халдеи, Египта и Индийцев».
Мать узнала о Космическом Движении в 1904 году через старшего Теманлиса, друга её брата Маттео. Позже Она отправилась в Алжир учиться у Теона, после чего открыла в Париже центр «Французская Космическая группа». Она также работала над публикациями их организации в «Космическом Обозрении». Символ этого движения появлялся в углу каждого издания этого журнала.
Среди рукописей Матери этого периода 1909-1912 есть небольшая бумага, на которой Она нарисовала геометрические фигуры - несколько треугольников и квадрат (рисунок 2). Также есть изображения двух овалов пересекаемых друг друга наподобие креста. Рядом с этим изображением было написано на французском языке «крест или квадрат баланса - совершенная четвертичная реализация». (Интересно узнать, что в 1930-х годах Шри Ауробиндо написал, что квадрат является «символом совершенного творения»). Ниже пересекающихся овалов есть изображение фигуры, сформированной из двух треугольников, внутри которых вписан квадрат, чьи углы соприкасаются с четырьмя вершинами пересекающихся треугольников - как в символе Шри Ауробиндо, но без воды и лотоса. Над этой фигурой написано «Печать Соломона».
Очевидно, что символ, который известен нам, как символ Шри Ауробиндо, был известен Матери до того, как Она встретила Шри Ауробиндо в 1914 году, - даже перед тем, как Она впервые услышала о Нём в 1910 году, после чего Её муж Поль Ришар встретился с Шри Ауробиндо в Пондичерри. В связи с этой встречей существует интересная история. Говорят, что когда Ришар отравился в Индию, Мать дала ему символ - Печать Соломона - говоря, что тот человек, который покажет Ришару такой же символ или сможет объяснить значение данного символа, и будет Мастером, которого они ищут. Но наиболее распространенную версию этой истории можно узнать из «Воспоминаний» Нолини Канта Гупта (стр. 75): «Именно Шри Ауробиндо сам рассказал нам о Французской леди из Парижа, которая была великой посвящённой. Шри Ауробиндо хотел установить с ней личный контакт. Эта Великая Душа, которой Она должна была быть, будет узнана Шри Ауробиндо посредством некоего знака: Она пошлёт Ему что-то, что Он узнает. Это «что-то» было собственным символом Шри Ауробиндо - в виде схемы, известной как «Печать Соломона». Излишне добавлять то, что после этого доказательства подлинности, были предприняты шаги к ускорению Её прибытия».
Вокруг этой истории появляются некие вопросы, особенно после некоторых замечаний Матери, которые Она сделала к рукописи первого издания «Жизнь Шри Ауробиндо» А.Б. Пурани. Пурани написал: «Мать написала Ришару несколько вопросов, на которые некий духовный человек в Индии должен был дать ответы... Один из вопросов, который задала Мать, касался значения символа «Лотоса». Относительно этого предложения Мать написала в рукописи Пурани: «Не правильно. Я никогда не посылала Ему никакие вопросы, на которые нужно было дать ответы». И относительно второй части: «Не я, возможно сам Ришар». Замечания Матери наводят сомнения на всю эту историю с узнаванием символа, но, надо отметить, что ни Мать, ни Шри Ауробиндо никогда напрямую не опровергали её. Но известность и широкое распространение этой истории говорит о том, что она имеет некую правдивость. Но пока не найден такой человек, кто бы слышал эту историю напрямую от Матери, и мог бы пересказать то, что Она рассказала ему, то лучше рассматривать её как сомнительную.
В любом случае, через некоторое время после окончательного приезда Матери в Пондичерри в 1920 году, шестиконечная звезда с вписанным в неё квадратом, внутри которого изображены вода и лотос, стала символом Шри Ауробиндо. Никто точно не знает, когда был разработан этот символ, но, как кажется, впервые он появился в 1933 году на обложке и титульной странице издания «Загадка этого Мира», опубликованном Издательским Домом Арья в Калькутте. (Книга «Мысли и Афоризмы» от 1932 года, опубликованного тем же самым издательством, не имела этого символа). В то время два главных треугольника были равносторонними, как на подлинной гексаграмме (см.рисунок 4). Однако в символе на рисунке 3 шесть внешних равносторонних треугольника, внутри которых вписан квадрат, имеют разные размеры, не так, как на символе гексаграммы, который сформирован из протяженности сторон обычного шестиугольника, что позволяет создать шесть одинаковых равнозначных треугольника. Гексаграмму можно вписать в круг; но невозможно вписать квадрат внутри него так, чтобы углы квадрата соприкасались с вершинами пересечений двух треугольников.
Очевидно, что этот ранний символ Шри Ауробиндо с его верхним и нижним внешними треугольниками, которые по своему размеру больше четырех других, не имел гармонии пропорций истинной гексаграммы. Поэтому в 1962 году был создан новый дизайн, в котором восходящий и нисходящий треугольники формируют истинную гексаграммму, но в котором углы центрального квадрата не соприкасаются с вершинами пересечения треугольников (рис. 5). Но эту фигуру, также можно было вписать в круг.
27 октября 1962 года был представлен новый дизайн, который обрел конечную форму благодаря Павитре - французскому ученику, приближённому к Матери. В то время Она приняла этот символ, поставив свою подпись и сделав надпись: «Это правильный символ Шри Ауробиндо». Двумя месяцами позже 15 декабря 1962 года Мать разговаривала о новом символе Шри Ауробиндо с другим учеником. Показав ему символ Теона на обложке публикации Космического Движения (рис. 6), Она сказала, что разработала дизайн символа Шри Ауробиндо в соответствии с этим. Мать сказала, что квадрат в символе Теона был очень растянут, что подразумевало то, что длинная сторона четырёх внешних треугольников является одной из сторон квадрата, что придает всему знаку излишнюю удлиненность. Говоря о новом дизайне Ашрама (рис. 5), Мать сказала, что этот знак является более правильным, так как Павитра сделал эти треугольники равносторонними. Мать добавила, что Теон рассказал Её, что этот символ был «Печатью Соломона».
Несмотря на согласие Матери в то время, этот дизайн, созданный в октябре 1962 года, использовался всего лишь полтора года. Он появился в издании «Эволюции» Шри Ауробиндо в феврале 1964 года, но незадолго до июля 1964 года уже был подготовлен новый дизайн, который впервые появился в издании «Час Бога» этого года. Равносторонние треугольники были заменены равнобедренными треугольниками, чьи горизонтальные линии в основе длиннее, чем наклонные (рис. 7). Это придает символу некоторую удлинённость, как в знаке Теона, но внешне эти два символа имеют незначительные отличия. На рисунке 7 расстояние от центра фигуры до дальних вершин верхнего и нижнего внешних треугольников более равнозначно расстоянию от центра до самых дальних вершин боковых треугольников. Другими словами, овал, в который можно вписать фигуру на рис. 7, будет более округлённым, чем овал, на рис. 6. Еще одна разница - лотос. На знаке Теона символ лотоса нарисован более художественно, с тенями; на знаке Шри Ауробиндо он изображен как очертание, более схематично. Элементы символа лотоса являются частью числового ряда - один квадрат, два треугольника, три листа лотоса в основе, четыре лепестка лотоса в заднем ряду, пять - в среднем ряду, шесть - в переднем ряду и семь линий представляют собой воду - что было задумано Матерью в оригинальном дизайне от 1933 года (рис. 3), но что стало более очевидным в более позднем дизайне.
Рисунок 7 является последней формой символа Шри Ауробиндо. Пропорции линий изображены на рисунке 8. Символ Шри Ауробиндо печатается на всех Его книгах, а также используется и для других целей. Часто символ Шри Ауробиндо сочетают с символом Матери (изображен на рисунке 9 с правильными пропорциями).
Из журнала «Шри Ауробиндо. Архивы и исследования»