Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Свадьба Шри Ауробиндо Мриналини Гхош
Свадьба Шри Ауробиндо
Воспоминания Сисира Боза (брата Мриналини Гхош)
Ранчи, 25 ноября 1941 г.
1. Шри Ауробиндо поместил в газетах объявление о поиске невесты. Лучший друг моего отца, ныне покойный, Глава Колледжа Гириша Чандры Боза в Бангабази вел переговоры о свадьбе. Шри Ауробиндо встретился с моей сестрой лично в доме Гириша Бабу[1] и выбрал свою невесту.
2. Церемония свадьбы была организована согласно строгим Индийским обрядам. Шри Ауробиндо был Брамином, а моя сестра была дочерью Индийца, вернувшегося из Англии, оба они перед женитьбой должны были пройти обряд очищения[2] посредством церемонии Праясчитта[3]. Мой дядя вёл невесту к жениху.
3. Главными гостями на свадьбе были ныне покойный Лорд Синха, Бумкеш Чакраварти, Глава колледжа Г.Ч. Боза, ныне покойный сэр Дж. С. Боз и другие.
4. Свадьба проходила в арендованном доме на улице Бхатакхана в Калькутте.
5. Дата свадьбы Шри Ауробиндо - 16-ое число месяца Байсакх[4] 1308 (апрель 1901 года). Ко времени женитьбы моей сестре только исполнилось 14 лет. День рождения сестры 6 марта 1887 года (25 Фалгун[5], 1294).
6. Вскоре после свадьбы Шри Ауробиндо вернулся в Бароду вместе со своей женой через Деогхар и Найнитал. Известная фотография Шри Ауробиндо и его жены была снята в Найнитале.
Мриналини Гхош
(тестя Шри Ауробиндо, отца Мриналини)
Ранчи, 26 августа 1931 года.
Её отец и мать были оба из района Джессор. Родовой дом семейства Боз располагался в деревне под названием Мехерпор, на левом берегу реки Кападака, в 24 милях южнее от окружного центра Джессора.
Отец Мриналини - Бхупал Чандра Боз (рожден в 1861 году) - автор этой краткой заметки - окончил Университет Калькутты (1881) и прошел обучение аграрному хозяйству в качестве Государственного стипендиата в Королевском Аграрном Колледже, в Киренчестере (Англия), а после возвращения в Индию, два года служил учителем в школе Бангабази и в Колледже, соучредителем которого он был вместе с его лучшим другом Сриджутом Гиришем Чандра Бозом; в 1888 году поступил на Государственную службу и, прослужив 28 лет в качестве атташе по вопросам сельского хозяйства в Бенгалии и Ассаме, ушел в отставку в 1916 году и остепенился в Ранчи сразу после увольнения. Во время службы его штаб-квартиры располагались в Ранчи (1888-89), затем в Калькутте (1889-97) и, наконец, в Шиллоне на протяжении девятнадцати лет (1897-1916). Мриналини провела часть своей жизни в этих местах.
Эта заметка будет неполной, если особо не упомянуть об очень личных и нежных отношениях, которые существовали с 1883 года между её отцом и его семьей с одной стороны и С. Гиришем Чандра Бозом и его семьей с другой стороны, - настолько личными и нежными, что для многих знакомых отца Мриналини он был известен, как младший брат Гириша Боза. Мриналини провела значительный период своей жизни под крышей её дяди Гириша Бабу и к ней относились как к дочери его дома. Именно Гириш Чандра присматривал за её образованием, пока она находилась в Школе Брахмы для девочек в Калькутте. Именно он вел переговоры о её женитьбе и сделал всё для этой церемонии, и именно под его крышей Мриналини ушла из жизни в декабре 1918 года.
Мриналини - старший ребенок своего отца, впервые увидела дневной свет .....1887 года[6] в Калькутте, в доме на улице Госпиталя Эден (Eden Hospital Street), которая через год или два была полностью снесена и застроена новыми зданиями Медицинского Колледжа Калькутты.
Свои ранние детские годы Мриналини провела в Калькутте. Сначала она обучалась под руководством частного учителя, а вскоре после того, как её отец переехал в Шиллон, её отправили в Калькутту, где она жила как пансионер в Школе Брахмы для девочек около трех лет до своей свадьбы в апреле 1901 года. За эти годы она не проявила каких-либо исключительных способностей или склонностей, как и в последующие годы своей жизни. Это краткое время её школьной карьеры не было отмечено никакими выдающимися событиями. Однако за это время она обзавелась двумя примечательными друзьями. Одной из них была Мисс Сварналата Дас, М.А., старшая дочь очень доброго друга её отца С. Раджа Мохана Даса, известного командира в Полиции Ассама, который после своего увольнения посвятил свое сердце и душу работе по подъему угнетённых классов в Восточной Бенгалии, и который сейчас уединённо живет в Дакке. Сварналата была на несколько лет старше Мриналини и на протяжении школьной жизни относилась к ней как старшая сестра. После окончания школы в Калькутте Сварналата была отправлена в Англию для получения высшего образования в сфере искусства обучения, и после своего возвращения работала старшим учителем в Школе Брахмы для девочек, в которой какое-то время она даже выступала в роли женщины-директора. Она умерла в расцвете сил, оставляя позади себя память, которую невозможно превзойти по чистоте и нежности.
Вторая подруга Мриналини - Мисс Судхира Боз, её одноклассница, с которой она была в самых близких отношениях до самого дня своей смерти. Судхира была младшей сестрой ныне покойного Девабрата Боза, товарища Шри Ауробиндо в деле по Алипорской бомбе, который после своего оправдания на суде, стал Саньясином и присоединился к Миссии Рамакришны. Мисс Судхира тоже присоединилась к этой Миссии и работала учителем в школе Сестры Ниведиты, главой которой она стала после того, как Сестра Кристина уехала в Америку незадолго до начала войны. Судхире тоже не суждено было прожить долгую жизнь. Она стала жертвой несчастного железнодорожного происшествия в Бенаресе в декабре 1920 года, пережив свою подругу ровно на два года.
Хотя Мриналини была окружена друзьями-Браминами и была пансионером в Школе Браминов, она никогда не проявляла никакого особого интереса к движению Браминов или к социальным реформам, связанным с этим движением. Вся её религиозная наклонность более поздних лет её жизни была обращена к движению Возрождения Индийцев, вдохновителем которого был Парамханса Рамакришна и его великий ученик Свами Вивекананда.
Между семьями Бозов и Гхошей не было никаких дружеских отношений или даже знакомства, за исключением одного случая, когда отец Мриналини общался с отцом Шри Ауробиндо, доктором Кришнадханом Гхошем, когда тот остановился в Кхульне в качестве Гражданского Хирурга. Возможно это было примерно в 1890 году, когда Шри Ауробиндо готовился в Англии к вступительным экзаменам в И.Г.С (Индийская Гражданская Служба).
Шри Ауробиндо впервые встретил Мриналини в доме её дяди С. Гириша Чандры Боза в Калькутте во время своего поиска спутницы жизни, и выбрал её с первого взгляда как свою жену, предопределённую ему судьбой.
Вскоре после этого была сыграна их свадьба в апреле 1901 года. Ни автор этой заметки, ни кто-либо еще не в состоянии описать того, какая духовная близость существовала между ними, но совершенно определенно то, что как только он увидел девочку, то сразу принял решение жениться на ней. Гириш Бабу провел традиционные переговоры со стороны невесты. В то время Шри Ауробиндо работал или Профессором, или Заместителем Главы Колледжа Гаеквара в Бароде. Ему было тогда 28 лет и 9 месяцев, а его жене было всего лишь 14 лет и 3 месяца, между ними была разница в 14 лет.
[1] Бабу - бенгалец высшего и среднего классов (прим.пер.)
[2] Вопрос ритуала очищения от грехов возник в связи с тем, что Шри Ауробиндо уезжал в Англию. Шри Ауробиндо решительно отказался от прохождения ритуала, также как в своё время отказался и его отец доктор К. Д. Гхош. Тогда ему предложили хотя бы побрить голову. Когда и это предложение было отвергнуто, «любезный священник Браминов удовлетворил все требования Шастры в денежном эквиваленте!» (Пурани, «Жизнь Шри Ауробиндо», 1978 г., стр. 50)
[3] Праясчитта - ритуал искупления грехов. Прая означает строгость, аскетизм; Читта - твердая решимость. (прим.пер.)
[4] Байсакх - праздник урожая и Нового года, отмечаемый в Пенджабе. Является религиозным фестивалем для сикхов и одним из крупнейших праздников сикхского календаря. (прим.пер.)
[5] Фалгун - это двенадцатый и заключительный месяц в календаре Нанакшахи, согласно которому живут сикхи. (прим.пер.)
[6] Пропущенное место в рукописи. День рождения Мриналини - 6 марта 1887.