Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Последний Даршан Шри Ауробиндо Фотографии, снятые после ухода Шри Ауробиндо 5 декабря 1950 года
Последний Даршан Шри Ауробиндо
Фотографии, снятые после ухода Шри Ауробиндо 5 декабря 1950 года
Воспоминания Пранаба Кумара Бхаттачарьи
Сентябрь 1990 гВ ночь с 4 на 5 декабря 1950 г, я, как обычно, спал в комнате для встреч Матери. Эта комната расположена на первом этаже северной части главного здания Ашрама, над чайной комнатой Нирода и комнатой Дебу. Здесь Мать обычно ужинала со мной после того, как подавала еду Шри Ауробиндо.
Было примерно около 2 - 2:15 ночи, когда Мать разбудила меня, чтобы сообщить, что Шри Ауробиндо оставил своё тело. Откровенно говоря, я не ожидал услышать подобную новость, хотя знал о смертельной болезни Мастера.
Более того, я слышал, что предыдущим вечером Шри Ауробиндо вставал с кровати, и прошёлся на короткую дистанцию, подошёл к своей кровати, сел и, как говорят, даже шутил с некоторыми присутствующими. В добавление ко всему, как и все в Ашраме, я верил, что однажды Шри Ауробиндо трансформирует свое физическое тело посредством своей садханы.
Мать отвела меня в комнату Шри Ауробиндо, и я увидел тело Шри Ауробиндо, лежащее на кровати. Она спросила меня, хочу ли я сфотографировать ушедшего Мастера. Я ответил, что нет. Затем Она попросила меня сообщить фотографам Ашрама о том, что они могут сделать последние снимки.
Поэтому в середине ночи я прошелся по комнатам Видьявраты, Чиманбхай и Венкатеша, чтобы сообщить им о желании Матери. После этого я вернулся в Ашрам.
Фотографы прибыли быстро. Я не могу вспомнить, был ли среди них Роби Гангули. Определенно, что я не ходил к нему лично, чтобы проинформировать его. Доктор Саньял, который был умелым фотографом, вносил предложения, помогая каждому фотографу выбрать правильный ракурс. Я также помню, что Васваджит, который пользовался простым фотоаппаратом, снял по меньшей мере одну фотографию ног Мастера в последующий день или два.
Я ушел после того, как увидел, что фотографы начали свою работу. Я не нашел нужным оставаться и участвовать в этой работе. После этого я не приходил в комнату Шри Ауробиндо. Однако я присутствовал во время последних ритуалов.
Некоторые негативы Чиманбхай и Венкатеша всё еще у меня. Только Видьяврата не хотел расставаться со своими негативами, когда Тара, в своем стремлении собрать все негативы, подошла к нему от лица Ашрама.
Уместно упомянуть, что некоторые негативы Чиманбхай, где сфотографирована Мать, были повреждены временем перед тем, как они попали ко мне.
Воспоминания Видьявраты Арья
Январь 1990Примерно в 2:30 ночи 5 декабря 1950 года пришла Мона Саркар, чтобы позвать меня. В это время я спал. Пранаб передал мне через Мону информацию, что Шри Ауробиндо оставил свое тело. Меня попросили незамедлительно прийти в здание Ашрама с фотографическим оборудованием, чтобы снять последние фотографии Мастера.
Услышав об уходе Мастера, я почувствовал, что земля внезапно исчезла у меня из-под ног...
Я быстро оделся и взял оборудование. Я взял свой немецкий фотоаппарат Rolleiflex с 80 мм f3.5 Xenotar линзами и три пленки 6×6. У меня ушло всего лишь несколько минут на то, чтобы прийти в Ашрам, потому что в то время я жил в том же самом доме, где я живу уже почти сорок лет - в Санталовом доме, где также жил Нишиканто. Он расположен на западе от Столовой, рядом с Главным отделением почты. Мона также упомянула, что будут открыты ворота Нолини на восточной стороне Ашрама. Эти ворота, на самом деле, были открыты для нас, и там кто-то стоял, но я не могу вспомнить кто именно.
Я пришел в Ашрам примерно без четверти три. Когда я поднялся в комнату Шри Ауробиндо, я обнаружил, что я был вторым, кто пришёл. Первым был Висваджит. Вскоре прибыли другие фотографы Ашрама - Чиманбхай, Роби Гангули и Венкатеш. Я не помню, были ли там другие фотографы.
Когда мы все собрались, нам сказали, что Мать ушла обратно в свою комнату и закрылась в ней.
В комнате, где лежало тело Шри Ауробиндо, атмосфера была напряженной. Стояла гробовая тишина, потому что никто не двигался и не говорил. С улицы также не было ни звука, потому что ни одна душа еще не двигалась в этот ранний час. Среди тех людей, которые присутствовали помимо фотографов, я могу вспомнить только два имени - доктор Саньял и Чампаклал. Я прикоснулся к стопам Шри Ауробиндо в поклоне. Его стопы были еще теплыми.
Вскоре мы начали работать. Я снял несколько фотографий под разными углами. Я был единственным человеком, кто смог проскользнуть в узкое пространство приблизительно с две ступни между северной стеной и кроватью Шри Ауробиндо, чтобы снять фотографию, которая оказалась наиболее драматичной из всей серии. Видны были только очертания тела Мастера, освещенные светом против темного фона. Я сам не принес никакого осветительного оборудования, поэтому я использовал то, что было у Чиманбхая Патель.
Я снял несколько фотографий, стоя на стуле рядом с кроватью, так, чтобы снять с самого верхнего угла. Должен признаться, что сначала я не решался сделать этого. Внутри себя я чувствовал какую-то вину, как будто это проявило бы мое неуважение к Шри Ауробиндо, если бы я забрался на пьедестал рядом с тем местом, где лежало Его тело. Но затем меня подтолкнуло очень сильное чувство, что к этому тоже нужно относиться как к работе Матери. Поэтому я проскользнул к Чампаклалу и прошептал ему о своем плане на ухо. Вполне естественным образом Чампалкал принес мне скамеечку для ног. Кажется, я был единственным человеком, кто снял фотографию тела в полный рост, также как и фотографию ног. У меня ушёл час на все эти фотографии.
Около четырех часов я покинул Ашрам и, придя домой, я сразу же проявил плёнку, но вскоре я почувствовал, что что-то было забыто. Поэтому в семь часов утра я вернулся обратно в комнату Шри Ауробиндо, чтобы снять еще несколько серий фотографий - в этот раз в мягком естественном дневном свете - перед тем, как садхаки начали приходить, чтобы получить последний Даршан. На этих фотографиях есть некоторые из служителей Шри Ауробиндо - доктор Сатьендра, доктор Бечарлал и Чампаклал. Именно я попросил Чампаклала сесть рядом с кроватью Шри Ауробиндо, чтобы он мог попасть в кадр. Я попросил об этом, потому что чувствовал, что человек, который так много делал для Мастера, должен получить привилегию появиться на фотографии вместе со Шри Ауробиндо.
Позвольте упомянуть, что перед тем, как снять эти фотографии, я еще раз прикоснулся к стопам Мастера и с удивлением отметил, что они все еще были достаточно теплыми. Я также мог видеть странное сияние вокруг Его тела при дневном свете; и это сияние не было видно ночью.
После печати наших фотографий, мы - фотографы - по отдельности отправились к Матери, чтобы показать Ей нашу работу. Я пошёл к Ней где-то в 10 часов утра. Она выбрала несколько из моих фотографий. Я также слышал, что Она выбрала одну из фотографий Венкатеша. Кажется, что Она чувствовала, что остальные мои фотографии или Венкатеша, или других фотографов, не были успешными. Когда Мать проходила мимо одной из моих фотографий - портрет профиля, который сейчас широко распространён и обычно вешается вертикально, Она воскликнула «Сила». Затем Она сказала нам сделать пять тысяч копий этой фотографии для распространения.
Вскоре мы принялись за работу в лаборатории Чимана, на которую у нас ушли круглые сутки, и напечатали фотографии размером в одну четверть (9х12 см), которые были готовы вовремя к десяти часам утра для раздачи, за день до того, как тело Шри Ауробиндо, было похоронено.
В целом я сделал тридцать шесть снимков, на это ушло три пленки: двадцать четыре фотографии ночью и двенадцать утром. Если я правильно помню, Роби Гангули не сделал больше, чем несколько снимков. Я хочу прояснить то, что Мать никогда не давала никаких распоряжений относительно печати фотографии с тех снимков, которые Они не выбрала в то время. Я уверен, что негативы этих фотографий все еще находятся у самих фотографов.
Позже я отснял еще одну пленку фотографий, двенадцать снимков, на которых я старался поймать настроение последователей, когда они стояли в очереди, чтобы получить последний даршан Мастера, и когда гроб Шри Ауробиндо опускали в Самадхи.