Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Мать - художник Рисунки Матери
Мать - Художник
Рисунки Матери
Однажды Мать сказала, что Она начала рисовать в возрасте восьми лет, а в десять лет начала учиться рисовать масляными красками и обучаться другим техникам. По какому-то другому случаю Мать добавила, что в двенадцать лет Она уже рисовала портреты.
Один из Её учеников ярко помнит, о том, что Мать рассказывала о своих рисунках. Сам являясь любителем кисти, он очень беспокоился о безрассудном распространении Её лучших работ по всему миру. Мать упомянула о десятилетии, когда Она написала лучшие из своих рисунков, и добавила, что большая их часть была отдана различным людям в разное время и в разных местах.
Ученик сказал: «Разве мы ничего не сделаем, чтобы собрать их снова?»
Мать спокойно ответила: «Зачем? Это так важно?»
Ученик: «Конечно, подобные шедевры заслуживают того, чтобы их нашли и хранили в безопасности. Ты приложила так много усилий, создавая их».
Мать: «Это не имеет значения».
Ученик: «Но, Мать, разве ты не думаешь, что они могут быть утрачены, если их не сохранить?»
Затем Мать посмотрела на взволнованного ученика глазами столь далёкими, но и столь полными нежности, и произнесла почти шёпотом: «Знаешь, мы живём в вечности».
Из книги "Чампаклал рассказывает"
Время от времени Мать звала определенных людей в комнату для Бесед, чтобы нарисовать с них набросок. Обычно это происходило по утрам.
Вообще Мать была безразлична к своим рисункам, хотя некоторые из них Ей очень нравились. Когда кто-то просил увидеть наброски, Мать уклонялась от этого, объясняя это таким образом: «Они не стоят того, чтобы их видели». Иногда, когда Мать не могла сказать «нет», Она показывала их. Некоторым людям Она с готовностью показывала наброски, но это было редко. Но время от времени Мать сама показывала их. У Нее была особая симпатия к портрету молодого Японца[1], который Она выполнила масляными красками. Когда бы ни обсуждалась тема рисования, Мать упоминала этот портрет и давала ему очень высокую оценку, - так, как если бы его нарисовал кто-то другой. Когда Она говорила об этом портрете, Её выражение было таким счастливым и неописуемым.
Однажды Мать организовала так, чтобы эти эскизы были выставлены в комнате Павитры для показа художникам Ашрама, большую часть которых Она и позвала. На следующий день я упомянул Матери, что Камала была грустной и несчастной.
Мать: «Почему?»
Чампаклал: «Ты не позвала её посмотреть Твои рисунки».
Мать: «Хорошо. Я сделаю её очень счастливой. Ты увидишь, Чампаклал», - добавила Она с улыбкой и радостным выражением на лице, «есть один набросок Шри Ауробиндо, который я сделала, но не показывала пока никому. Я покажу его ей; сообщи ей об этом».
Чампаклал: «Значит то, что произошло - это очень хорошо, Мать».
Позже, после того, как Мать показала портрет Шри Ауробиндо Камале, я сообщил Матери: «Камала не хотела просить об этом не из-за гордости; ей было грустно потому, что она не могла Тебе помочь. Она хочет, чтобы от Тебя приходило всё спонтанно, а не так, чтобы Ты была обязана что-то делать. Она знает, что она не художник. Она только студент. Но обычно Ты зовешь её в таких случаях, поэтому она ожидала, что Ты позовешь ее».
Мать: «Теперь ты видишь, что она получила!»
Мирра Альфасса и Анри Мориссе поженились 13 октября 1897 года.
Они стали жить в доме № 15 по улице Лемерсье.
Для Мирры началась новая жизнь.
Не только жизнь домохозяйки, но также и жизнь художника. Мирра погрузилась в мир искусства и художников. На протяжении десяти лет Она самым непосредственным образом будет познавать эту жизнь.
Однажды в 1951 году, кто-то спросил у Матери, почему современное искусство выглядит так ужасно. В ответ Мать рассказала следующую историю в своем неподражаемом стиле:
«Я знала художника, который был студентом Гюстава Моро. Гюстав Моро (1826-1898) получил свой первый успех в Салоне в 1864 году; он, Пюви де Шаванн[2] и Редон[3] были главными представителями Символизма в искусстве. Стиль Пюви де Шаванна был отмечен классической ясностью и равновесием; он расцветает в его многочисленных масляных работах. Его фрески отличались своей гармонией композиции и умеренными цветами. Интересно то, что на Конгрессе Истории Религии, проводимом в Париже в августе 1900 года, когда Свами Вивекананда читал лекцию в величественном амфитеатре Сорбонны, в качестве фона за ним была использована фреска этого художника «Священная роща». Этот рисунок получил высокую оценку от Матери.
Матисс, лидер группы «Дикий»[4], Марке[5], Руо[6], Дешвалье[7] были одними из учеников в студии Моро. Редон, Дали и несколько других художников находились под большим влиянием творчества Гюстава Моро.
Мать сказала: «Я знала художника, который был учеником Гюстава Моро, и честно говоря, он был очень хорошим художником, он хорош владел своей техникой, но затем... голод одолевал его, и он не знал, как сводить концы и концами, и он начинал жаловаться. Однажды один его друг, желая ему помочь, послал к нему торговца картинами. Когда торговец вошел в его студию, бедный человек сказал сам себе «Наконец-то, вот мой шанс», и показал торговцу лучшие из своих работ. У торговца вытянулось лицо. Он осмотрелся, побродил по студии, и начал тщательно осматривать каждый угол, когда неожиданно нашёл»...
«Ах! Я должна объяснить вам...», вздохнула Мать, потому что большая часть из нас была абсолютно невежественна в этом отношении, так что Матери приходилось объяснять в деталях каждую тему, чтобы дать нам хотя бы смутное понимание. Поэтому затем Мать объяснила нам, что у каждого художника после его дневной работы остается смесь красок на его палитре. И эти краски невозможно использовать на следующий день, потому что они высохнут, художник соскабливает все эти краски с помощью шпателя и намазывает их на холст. А так как много цветов смешиваются вместе, то картина, которая появляется таким образом, может быть самой неожиданной.
Мать продолжила свою историю: «В одном углу стоял такой холст, на который художник обычно накладывал соскобленную краску. Торговец неожиданно увидел её и закричал: «Вот! Ты одарен, мой друг, это чудо, это то, что нужно выставлять! Посмотри на это богатство красок, это разнообразие форм, а какое воображение!» Бедный голодный мужчина робко ответил: «Но, Мистер, это лишь соскобленная краска!» На что торговец подошёл к нему и сказал: «Глупый человек, тебе не стоит так говорить!» И он добавил: «Отдай эту работу мне, я заберу её, чтобы продать. Дай мне столько, сколько захочешь - десять, двадцать, тридцать таких работ в месяц - я продам их всех и сделаю тебя известным».
И как я уже говорила, желудок художника стонал, он был несчастлив, но сказал: «Хорошо, возьми ее, я посмотрю». Затем пришел арендодатель, требуя деньги за аренду, пришел продавец красок, требуя оплату по предыдущему неоплаченному счету; а кошелек был настолько пуст, насколько это вообще может быть, поэтому, что ему оставалось делать? Итак, он не стал создавать рисунки, соскребая краску, но позволил разыграться своему воображению - так, что формы не имели ярких очертаний, краски были все перемешаны и искрились яркостью, и так, что никто не мог бы с точностью сказать, что же именно он перед собой видит, а так как никто не мог сказать ничего определенного, то людям, которые ничего не понимали в этом рисунке, оставалось только восклицать: «Как прекрасно!». Вот такие работы он начал продавать своему торговцу картинами. Он никак не мог сделать себе имя с помощью своих собственных рисунков, которые были очень хороши - действительно хороши, он был очень хорошим художником - но он обрел мировую репутацию благодаря этим ужасам! Это произошло в самом начале развития современного искусства, на Всемирной выставке в 1900 году[8]. Если бы я назвала вам его имя, вы бы все узнали его».
[1] Поэт и художник Хирасава Тетсуо, которого Мать знала в Японии. Хирасава посещал Ашрам в 1924 году.
[2] Пьер Сеси́ль Пюви́ де Шава́нн (фр. Pierre Cécile Puvis de Chavannes, (1824-1898) - французский художник.
[3] Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо - 6 июля 1916, Париж) - французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .
[4] Фовизм (от фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века.
[5] Альбе́р Марке́ (фр. Albert Marquet, 27 марта 1875, Бордо - 13 июня 1947, Париж) - французский художник.
[6] Жорж Руо (фр. Georges Henri Rouault; 27 мая 1871, Париж - 13 февраля 1958, там же) - французский живописец и график, наиболее крупный представитель французского экспрессионизма.
[7] Жорж Дешвалье (1861-1950) - фразцунский художник.
[8] Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже (Франция). Проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Символом выставки стала встреча нового, XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 миллионов человек, что является рекордной цифрой и по сей день. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран.
Картины Мирры Альфасса