Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Матери 21 февраля 2025 г
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Анри Картье Брессон Фотографии Шри Ауробиндо и Матери. Интервью.
Анри Картье-Брессон
Фотографии Шри Ауробиндо и Матери
с заметками из дневника
Телеграммы и письма
Телеграмма В.С. Татачари, адресованная Парекху.
Получена в Пондичери 8 июня 1951 г.

Касательно Магнум Фотос я посчитал и предложил 2000 долларов к оплате стерлингами или франками. Жду подтверждения Брессона в течение недели. Телеграфирую позже. Мои сложности под контролем милости Матери.
Телеграмма от Парекха, адресованная Татачари в ответ.
Не нужно торговаться с Магнум Фотос. 3000 долларов уже внесены в Индийский Заграничный Банк. Строго следуй моему письму. Благословения Матери.
Письмо Павитры, адресованное Магнум Фотос
Нью-Йорк, 8 июня 1951 года
Мистер В.С. Тата передал нам письмо, написанное Мисс Патрисией Хаган от вашего имени...
Как мы сейчас узнали, мистер Тата сейчас путешествует и может отсутствовать в Нью-Йорке какое-то время, и для того, чтобы не задерживать больше организацию этой сделки, мы посылаем вам с этим письмом копию письма, адресованного мистеру Тата.
Мы надеемся, что вы рассмотрите этот вопрос настолько быстро, насколько это возможно, и пошлёте нам негативы в течение периода, упомянутого в нашем письме, то есть до третьей недели июня. Доллары уже внесены в банк в ожидании посылки. Вы окажете нам услугу своим скорейшим ответом.
Письмо от Патрисии Хаган, Магнум Фотос, адресованное Павитре.
Нью-Йорк, без даты.
Хотя мы все - Картье-Брессон, Магнум и его агенты, - более чем озабочены, чтобы сделать все возможное для ускорения доставки негативов Матери, но я боюсь, что для нас сейчас не представляется возможным соответствовать тому сроку, который вы нам дали. Это связано с тем, что мы с мистером Тата завершили наши переговоры только на прошлой неделе...
Выдержка из письма Павитры, адресованного Картье-Брессону
28 июня 1951 г.
Негативы только что были доставлены в идеальном состоянии.
Записка, сопровождающая негативы.
Июнь 1951 г.
Июнь 1951 г.
Матери,
С глубокой благодарностью за данное мне разрешение снять эти фотографии и с выражением моего искреннего уважения. Анри Картье-Брессон.
Выдержка из книги «Чампаклал рассказывает»
26 июня 1951 г.
Пришли негативы фотографий, которые снял Картье-Брессон, все в количестве 460 штук - некоторые испорченные, некоторые выцветшие. «Они заперты в моем сейфе», сказала Мать.
Интервью с Анри Картье-Брессоном.
Париж, 25 апреля 1990 г.
Интервью взял Бобби Войт. Во время интервью он делал пометки, так как мистер Картье-Брессон не хотел использовать диктофон. Представленный ниже текст - это транскрипция этих заметок, немного отредактированных для понимания. Мистер Картье-Брессон говорил на английском.
Mоя первая жена была Индонезийкой, она была обучена танцу. Мусульманка, но она была последовательницей Веданты. Мы оба была вовлечены в ООН ради независимости Индонезии.
Джин Херберт и Лизелль Реймонд посоветовали мне посетить Ашрам. Мы только что нашли Магнум. Я путешествовал по Индии полтора года.
Мы встречались с Франсуа Бароном, которые представлял Французское правительство в Индии. Именно он представил меня «Матери». Это был деликатный момент, так как Мать отстаивала Независимость Индии в Пондичери.
Сначала я отправился в Тируваннамалайи - чтобы увидеть Рамана Махарши, который был очень одаренным человеком.
Общение с танцором Бхарат Натьям[1] по имени Чандралекха, который жил в Мадрасе...
В Тируваннамалай я видел шар огня, который медленно двигался, пересекая небо. Как и полагается практичному французу я записал время. Пришел какой-то ребенок и сказал, что Бхагаван (Рамана) умер вечером без тринадцати минут девять.
Я полагаю, что его похоронили в вертикальном положении. Я снял фотографии со вспышкой, чего я обычно никогда не делаю.
После этого я отправился в Пондичери. Я был хорошо принят Матерью. Она обучала гимнастическим упражнениям. Я отметил, что Ашрам в большой степени был прозападным. Она владела примерно половиной Пондичери. Очень хорошо организована. Повторюсь, Она была очень добра к нам.
Я приехал не только для того, чтобы делать снимки. Камера - это записная книжка, дневник, незаинтересованный в фотографии.
Я не верю в прошлое - никогда не был Христианином - был движим Буддизмом.
Благодаря маленькому фотоаппарату вы можете сразу же понять момент и сразу же потерять себя.
Мать позволила мне фотографировать всё. Затем я спросил у Нее: «Я фотографирую только женский аспект Божественного. А что на счет мужского аспекта?». Она поднялась в комнату к Шри Ауробиндо, а затем спустилась и сказала: «Вы можете поблагодарить меня - можно фотографировать, но при очень слабой освещенности (художественная тень)».
Я не понял, имела ли Она в виду, что я могу сфотографировать Его прямо сейчас или позже.
Я фотографировал практически в беспросветной темноте. Я сказал Матери, что это очень затруднительно - фотопленка не такая «быстрая» - люди будут разочарованы в моей репутации, и также к Вашей.

Снял еще больше фотографий Матери, играющей в теннис и общие мероприятия.
Пленку обработали в Бомбее. Мать хотела увидеть контакты[2]. Мы просмотрели все контакты вместе и вычеркнули некоторые фотографии на контактах и на самих негативах. Мать была обеспокоена своими морщинками и внешним видом. Все было сделано под Её наблюдением, под Её прямым руководством. Затем я отправился поработать где-нибудь еще в Индии.
Мать знала, что они будут опубликованы в Life, Paris Match, Illustrated - в пяти журналах.
Я не был ответственен за какие либо тексты, которые публиковались. Я только попросил журналы, чтобы вместе с заголовками не использовались Его (Шри Ауробиндо) фотографии.
Я продолжил работать в Индии. Затем однажды в Париж приехал сын Матери и рассказал, что Мать была очень расстроена публикацией фотографий Ашрама в Illustrated - Британском журнале. Текст написал сам издатель, агностик. Я не мог контролировать этот текст.
Она (Мать) захотела остановить все публикации. Роберт Капа, который отвечал тогда за все дела Магнум, сказал, что единственное решение, которое я никогда раньше не принимал в своей жизни, и никогда не приму в будущем - это продать негативы. У Магнум было сделано так, что авторские права на негативы оставались за фотографом. Капа сказал: «Ты же не хочешь сложностей с Матерью и подвести Магнум к грани банкротства. Чтобы остановить дальнейшую публикацию фотографий, мы продадим негативы Матери».
Цена была определена таким образом, что мы взяли цену, за которую продали фотографии журналу Illustrated и умножили на пять, то есть так, как если бы мы продали их этим пяти журналам по одной и той же цене.
Был только один случай, когда эти фотографии еще раз публиковались - в книге портретов, опубликованной два года назад издательством "Темз энд Хадсон"[3].
И одним из пунктов нашей договоренности было то, что я мог оставить для себя один комплект фотографий.
Это было решением проблемы. Через короткий промежуток времени после этого Капа был убит. Значительно позже, в Америке я встретил кого-то, кто обвинил меня в шпионаже... Я не являюсь учеником Матери или членом Ашрама, но я приехал с уважением и пониманием. Павитра был тем, кто организовал всё, что касалось Ма

Духовно я чувствовал себя в Индии, как дома.
После войны я снимал фотографии Жоржа Брака (французского художника), когда он вышел из немецкого плена. Брак подарил мне книгу Херригела «Дзен в искусстве стрельбы из лука». Я счел ее как руководство к искусству фотографии. Я практиковал Дзен с фотоаппаратом всё это время. Это привело меня к Буддизму.
Теперь я рисую. Это деятельность для интровертов - как медитация. Фотография - это для экстравертов. В фотографии ты являешься чем-то средним между вора-карманника и канатоходца. Мы (фотографы) всегда что-то воруем. Лейка[4] очень ненавязчива.
Я нетерпелив - я сменил механизм на рисование.
Чтобы иметь возможность следить, тебя не должны замечать.
Мое впечатление о Матери - сильная женщина. Шри Ауробиндо был очень отдален. Давным-давно у меня была «грандиозная медитация»
[1]Бхаратанатьям - самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Слог «бха» означает «бхава» - чувства, эмоции; «ра» - «рага» - мелодия, «та» - «талам» - искусство ритма, «натьям» означает «танец». (прим.пер.)
[2]Контактная печать - отпечаток, полученный путем экспонирования фотобумаги, к которой вплотную прижат негатив. Изображение на таком отпечатке получается того же размера, что и на негативе.
[3] "Темз энд Хадсон" (лондонское издательство; выпускает преимущественно книги по истории, археологии и искусству)
[4]Leica - фотоаппараты, выпускаемые одноимённой немецкой компанией Leica Camera AG.
Предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 Следующая
В начало | Читать предыдущую статью | Читать следующую статью
История центра * Новости * События * Самадхи
О Шри Ауробиндо и Матери * Сатпрем
Музыка для медитации