
Бог принес мне благо, поразив меня. Что же мне, сказать: "Я прощаю Тебе, о Всемогущий, зло и жестокость, но больше так не делай"?
Шри Ауробиндо
Лист рассылки
Чтобы подписаться на нашу новостную рассылку и рассылку "Вечный календарь", пришлите письмо на адрес info@integralyoga.ru со своего адреса эл.почты, на который Вы хотите получать наши новости.
Выберите тип рассылки:
Новости
Даршан 24 апреля 2025 года
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Матери 21 февраля 2025 г
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Ум в Интегральной йоге Шри Ауробиндо 9 апреля 2011 года
9 апреля 2011 года
Но если есть «Я», то есть и не «Я», есть всё остальное. Здесь проявляется один из самых главных принципов, который несет в себе природа ума - принцип разделения. В сознании человека постепенно сформировалось и закрепилось устойчивое ощущение отделенности себя от окружающего мира, и помог ему в этом разум. С одной стороны процесс индивидуализации дал возможность человеку выделиться из этой общей природной массы живых существ, но с другой была во многом утеряна естественная связь человека с природой. Человек стал смотреть на нее как на поставщика ресурсов для своего развития и использовать ее в угоду своим все возрастающим амбициям. К чему это привело, мы хорошо знаем. По мере развития ментального сознания в сторону его индивидуализации человек все более и более чувствовал себя отдельным существом, не только по отношению к природе, но и к себе подобным. И хотя человек был и остается социальным существом, он действует или пытается действовать, как независимый элемент, часто вступая в противоречия и даже конфликты с его членами. Неся в себе животную природу и многие из ее инстинктов, человек с помощью ума стал скрывать свои истинные намерения и их природу, или же придавать им внешний лоск для того, чтобы не выходить за рамки приличий и установленных моральных правил.
Но мораль - это тоже продукт ума, а не абсолютный закон. В разные времена мораль была разной. То, что сейчас аморально, когда-то было совершенно моральным и естественным. Отсюда вывод - в уме заложен принцип относительности, который он неизбежно накладывает на свои идеи, законы и догмы. Появления разума на мировой сцене очень сильно изменило сами условия жизни на земле. Дело в том, что при правильном его использовании мы обнаруживаем другое его свойство, - он достаточно хороший практик и рационалист. В практических делах ум стал незаменимым помощником человеку, человек по достоинству оценил его способности и в своих поступках все больше и больше стал полагаться на логику и на здравый смысл, научился делать и формулировать выводы, позволил уму войти буквально во все сферы своего существования, и самое главное - сделал его опорой для достижения своих целей.
Шри Ауробиндо сказал: «Человек возвел рассудок на престол и вручил ему все полномочия для установления законов, правил и мер истинности».
Ум царствует повсюду и везде. Наличие хороших ментальных способностей оценивается нами по достоинству. Даже наши поговорки являются отражением данного факта:
«На бога надейся, а сам не плошай».
«По одежке встречают - по уму провожают».
«Чужим умом не выстроишь дом».
«Счастье без ума - дырявая сума».
И так далее... Через ум человек стал воспринимать окружающий мир и давать оценку всему, что в нем происходит. Но поскольку развитие ума способствовало все большей индивидуализации сознания, это отразилось на мировосприятии человека. Оно стало сугубо индивидуальным или субъективным. В результате люди стали считать свой взгляд на вещи единственно верным. Многие даже не пытаются выяснить, правильные ли идеи формирует их разум, правильные ли делает умозаключения, правильно ли судит о явлениях и людях, правильно ли понимает их поведение и образ действия.
Шри Ауробиндо замечает: «У людей есть свои собственные идеи, и они считают эти идеи истиной, или же следуют им только потому, что это их идеи. Даже когда они обнаруживают, что их понимание было ошибочным, они не придают этому большого значения, и не пытаются в будущем быть более осторожными в своих суждениях».
Это происходит потому, что ментальный мир человека очень ограничен, хотя он и не догадывается об этих ограничениях. Ему кажется, что его ментальное сознание принадлежит только ему одному, и не зависит от других. Но это не так.
Шри Ауробиндо объясняет: «Поскольку любой человек пребывает в сознании, ограниченном рамками эго, он в уме создает свой собственный мир, основываясь на опытах, получаемых в результате контактов с обычным миром, в котором мы все живем. Его внутренний мир устроен таким же образом, как и миры других людей, поэтому очень часто, сам того не осознавая, он воспринимает чужие мысли и чувства, принимая их за свои, и использует их в качестве материала для строительства своего собственного, «отдельного» мира».