Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей; после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.
Шри Ауробиндо
Лист рассылки
Чтобы подписаться на нашу новостную рассылку и рассылку "Вечный календарь", пришлите письмо на адрес info@integralyoga.ru со своего адреса эл.почты, на который Вы хотите получать наши новости.
Выберите тип рассылки:
Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Что такое Интегральная йога Шри Ауробиндо? 2 апреля 2011 года
2 апреля 2011 года
...Остается вопрос: «Как это произойдет? Каков механизм преображения старой человеческой природы?» Можно заметить, что подобных вопросов было очень много у учеников Шри Ауробиндо. Он не стал давать на них исчерпывающие ответы, которые могли бы удовлетворить пытливый ум, сказав лишь, что Сверхразум сам ответит на все вопросы, когда низойдет и утвердится в земном сознании. И причина такой позиции проста - невозможно объяснить уму то, что лежит за пределами его возможностей понимания. Поэтому Шри Ауробиндо предлагал своим ученикам не рассуждать на подобнее темы, но подготовить себя к нисхождению нового сознания с помощью практики Интегральной йоги.
Что значит «подготовить себя»? И кто этот я, кто должен это сделать? В действительности, это очень важный вопрос, и без ясного ответа на него ищущему будет очень трудно продвигаться по этому пути, если вообще это возможно. Каждый из нас имеет то, что мы называем своей личностью. Всякая личность обладает набором индивидуальных черт, привычек, наклонностей, в общем, всем тем, что считается характером человека. Нам присущ определенный склад ума, мы живем в своем эмоциональном мире, и, естественно, обладаем своим индивидуальным мировосприятием. Все это дает нам ощущение, что мы являемся довольно целостной личностью, неким «Я», которое и есть все эти наши мысли, чувства, эмоции, ощущения. С детства мы привыкаем отождествлять себя со всеми этими движениями, и естественно, со своим телом. Все это Шри Ауробиндо называл «внешним сознанием». В повседневной жизни человек не стремится делать различие и давать определение всему тому, что с ним происходит. Он напоминает сосуд, наполненный жидкостями с разной плотностью, и которые перемешаны между собой так, что совершенно невозможно определить содержимое. По этой причине мы не можем осознать, а если и пытаемся, то в большинстве случаев делаем это неверно, что с нами происходит, какие нас окружают события, что явилось их причиной, и какие будут последствия. Мы находимся в вечном поиске виноватых в нашей жизни, потому что мы уж точно сами невиновны; мы стараемся не видеть того, чего не хотим видеть, выдаем желаемое за действительное; мы ищем выгоду во всем, в чем только можно, и боимся себе в этом признаться, прикрываясь красивыми словами или высокими идеалами; мы любим и ненавидим, строим и разрушаем, рождаемся и умираем. И все это делает некая личность, которую мы называем «собой». Нам невдомек, что существуют определенные силы и миры, энергии которых и являются настоящей причиной всех этих наших побуждений. Увы, но человек не принадлежит сам себе, хотя он уверен в обратном. И для него это является состоянием привычным и естественным.
Вот, что об этом говорил Шри Ауробиндо: «Находясь в нашем обычном сознании, мы не в состоянии сделать различие между всеми составляющими нашего разума. Это различие можно почувствовать, только когда сознание стало достаточно тонким. Однако в обычном сознании все функции различных частей ума настолько перемешаны, что в его работе нет никакого порядка. По мере практики йоги человек начинает осознавать различные части существа и их функции, а затем добивается того, чтобы каждая часть заняла свое место, и выполняла свои собственные функции под контролем высшего сознания или божественной силы».
Образно человека можно сравнить с большим многоэтажным домом, который населяют самые разнообразные жильцы, и которых очень много. И для того, чтобы навести порядок в этом доме, нужно знать, что в этом доме есть, кто его населяет, и какие отношения установлены между жильцами. Такое понимание необходимо для установления гармоничных взаимоотношений между различными частями нашей природы, чтобы они выполняли только те функции, которые им предписаны. Обычно разные уровни нашего существа очень активно вмешиваются в работу друг друга, создавая хаос или, как минимум, дискомфорт.
Приведу несколько примеров: думаю, что многим знакомо состояние, когда ум и чувства ведут между собой диалог или спор, приводя аргументы в свою пользу; или другое состояние, когда нас осаждает навязчивая мысль, залетевшая к нам в голову, и от которой никак не удается избавиться. А вот еще: мы можем иметь какую-нибудь вредную привычку, осознавая, что она вредная, но продолжаем упорно следовать ей. Все это является простыми примерами внутренних конфликтов человека, хотя человек может не осознавать, что это конфликт. Это показывает, что человек - неоднородное существо, он сложно устроен, и для того, чтобы управлять этим непростым «хозяйством», ему крайне необходимо изучить себя, нужно научиться смотреть вовнутрь, чтобы видеть источник и причину своих состояний.
Шри Ауробиндо говорит: «Люди не знают самих себя и не умеют распознавать различные части своего существа. Обычно они смешивают их друг с другом, принимая за разум, поскольку осознают эти части или могут сформировать о них какое-то представление лишь благодаря ментальному восприятию и пониманию. В этом причина того, что людям неведомо, почему они находятся в том или ином состоянии сознания, и почему совершают те или иные поступки, а если они что-то и знают, то это не более чем поверхностное знание. Один из фундаментальных принципов йоги заключается в том, чтобы осознать великую сложность нашей природы, увидеть различные силы, которые ею движут, и научиться управлять ею, опираясь на непосредственное знание».
Теперь мы понимаем, для чего нам нужно знать себя. Хотя есть еще одна причина - когда человек начинает совершать усилия по изменению своей природы, он может столкнуться с упорным сопротивлением в какой-то части своего существа. А сопротивление, как правило, вызывает замедление продвижения на пути или полную остановку в прогрессе человека. Если не знать, где сосредоточен источник этого сопротивления, устранить его не представляется возможным. Человек набирает один и тот же опыт, не имея возможности вырваться из замкнутого кольца. В этом случае с ним происходит то, что обычно называют «бегом по кругу». Без знания себя, без детального изучения своей природы в этой йоге невозможно продвигаться вперед. И метод, который используется в этой работе - концентрация сознания. Он является основным и универсальным, применимым к решению всех вопросов, встающих перед искателем. С помощью внимательного наблюдения за собой мы сможем изучить как устроен наш ум, какие у него есть уровни и как они работают; научимся контролировать деятельность нашего ума, делая из него послушный и гибкий инструмент; разберемся в сложном хитросплетении наших чувств и эмоций, и обнаружим, что все они представляют совершенно самостоятельное в нас существо, которое Шри Ауробиндо называл «витальным». С помощью концентрации удалим из своей природы все те элементы, которые должны быть удалены, оставив то, что обращено, или готово обратиться к свету Всевышнего Сознания. Преодолеем все трудности и препятствия, закрывающие нам дорогу к Богу. Важно лишь помнить то, что, когда мы делаем один шаг к Богу, Он делает навстречу десять шагов. И когда-нибудь с помощью все той же концентрации, мы обнаружим, что Бог обитает в нашем сердце. Тогда и начнется для нас Интегральная йога Шри Ауробиндо.
И в заключение я хочу привести слова Матери о Шри Ауробиндо:
«То, что Шри Ауробиндо представляет в истории духовного развития Земли - это не учение, и даже не откровение, это решительное действие, идущее напрямую от Высочайшего».