Оставайтесь непоколебимы во тьме; свет есть, и он победит.
Шри Ауробиндо
Лист рассылки
Чтобы подписаться на нашу новостную рассылку и рассылку "Вечный календарь", пришлите письмо на адрес info@integralyoga.ru со своего адреса эл.почты, на который Вы хотите получать наши новости.
Выберите тип рассылки:
Новости
Дорогие друзья! Приглашаем на коллективные медитации в день рождения Шри Ауробиндо 15 августа 2024 года.
Даршан 24 апреля 2024 года. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Дорогие друзья! 15 августа 2023 года - исполняется 151 год со Дня Рождения Шри Ауробиндо. Приглашаем Вас на коллективную медитацию на Самадхи.
Друзья! Представляем Вашему вниманию новую книгу на русском языке "Лучи Света", сборник высказываний Матери.
Приглашаем желающих в группу по Интегральной йоге на занятия по теме «Жизнь Божественная» Шри Ауробиндо. Начало занятий будет определено по мере набора группы.
Что такое Интегральная йога Шри Ауробиндо? 2 апреля 2011 года
2 апреля 2011 года
...Недостаток старых духовных школ и религий был в том, что, по их мнению, только они знали Всевышнее. Они были удовлетворены переживанием Всевышнего в уме и в своих религиозных эмоциях. Но ум и эмоции могут охватить Всевышнее только расчленено или частично. Они не могут полностью объять необъятное и безграничное. Эти школы и религии не смогли постичь, что есть что-то выше той вершины, которую Шри Ауробиндо называл Надразумом, где восседают их Боги. А материя тем более их не интересовала, поскольку всегда считалась субстанцией, которая не готова к духовному отклику.
Надразум является планом ума, хотя и высшим его уровнем. Поэтому в нем заложен принцип разделения. Это хорошо видно в той борьбе между религиями, которая продолжается на земле уже много веков за утверждение своей власти над духовной судьбой человека. Распри, войны, крестовые походы во имя Бога наполняли собой всю историю человеческой цивилизации. Но время религий, источником которых является Надразум, подходит к концу. Мать говорила: «Сейчас нет нужды повторять то, что сказано другими. Шри Ауробиндо пришёл сказать нечто новое. Шри Ауробиндо говорит, что за Надразумом есть нечто; что теперь время управления Надразума приходит к концу, и подготавливается его замена. Сейчас очередь Сверхразума, Супраментала прийти и править Землей».
Супраментал - это суть открытия Шри Ауробиндо. И пусть не вводит нас в заблуждение этот термин. Этот тип сознания не принадлежит планам Разума, даже высочайшему из них. Это сознание Истины, которое не обладает всеми теми ограничениями, свойственными уму, и находится за пределами всех известных духовных переживаний. Именно поэтому Шри Ауробиндо сказал: «Моя йога начинается там, где заканчиваются другие пути».
Это открытие Шри Ауробиндо сделал в процессе своего духовного восхождения, находясь в поиске тех сил и энергий, которые способны изменить свойства материи с целью ее обожествления, что привело бы к радикальным изменениям условий существования человека не Земле. Вот Его определение Сверхразума: «Под понятием Сверхразума я имею в виду совершенное сознание, Истину Божественной природы, в которой не может быть принципа разделения и невежества. Сверхразум заключает в себе всю полноту высшего знания и света, далеко превосходящего любую ментальную активность или ментальный уровень. Сверхразум - это единая Истина, которую она способна развертывать и активно проявлять».
Но все эти силы действуют как многообразное единство. Между ними не возникает противоречий или столкновений, а напротив - царит гармония, ибо они внутренне повинуются присущей им всем истине. Иными словами, Сверхразум - это Божественное динамическое сознание. Именно там Шри Ауробиндо обнаружил силы и энергии, дающие возможность духовного воздействия на земную материю, и прежде всего на человека, с тем, чтобы эта материя смогла проявить всё великолепие царства Истины. И в дальнейшем все усилия Шри Ауробиндо были направлены на то, чтобы низвести Сверхразум на землю, став для этого проводником или каналом. И делал Он это с помощью своей йоги.
«Моя йога от других отличается тем, что для нее не нужны ни полный разрыв с миром и мирской жизнью, ни умерщвление чувств, ни полное их подавление. Задача моей йоги - трансформировать жизнь, низведя в нее свет, силу и радость Божественной истины и ее динамичной веры. В моей йоге нет аскетизма, свойственного тем, кто хочет спастись от мира. Эта йога Божественной жизни», говорил Шри Ауробиндо.
Из этой цитаты видно, что Шри Ауробиндо не делил жизнь на духовную и мирскую составляющую. Он включил в свою йогу каждый элемент нашей повседневной жизни, каждый уровень нашего человеческого бытия, а также саму суть древних йог и их многие приемы. Именно поэтому Он называл йогу свою «Интегральной». Но если йога Шри Ауробиндо содержит в себе принципы и практики других духовных течений, в чем же её новизна?
Сам Шри Ауробиндо отвечает так: «Интегральная йога является новой по сравнению с прежними йогическими учениями, во-первых, потому, что ее цель - не отречение от мира и жизни, и вознесение на небеса или уход в Нирвану, а преобразование жизни и всего существования. Причем это является не побочной или второстепенной, а главной и определяющей ее целью. Если в некоторых прежний йогах и имело место нисхождение Божественных сил, то лишь как случайный эпизод на пути или последствие восхождения. Но акцент всегда делался именно на восхождении. Здесь же восхождение - только первый шаг, но оно является необходимым условием для нисхождения. Именно нисхождение нового сознания, осуществляемое благодаря восхождению, является отличительной и главной целью нашей садханы. Даже Тантра и Вишнуизм конечной целью ставят освобождение и уход от жизни. Эта же йога стремится к воплощению Божественной жизни на Земле во всей ее полноте.
Во-вторых, потому что цель, которую мы преследуем - это не индивидуальное достижение божественной реализации ради самих себя, а нечто необходимое для всего земного сознания. Это реализация божественного сознания в условиях этого мира, а не только за его пределами на супракосмических высотах. Необходимо также добиться нисхождения силы Божественного сознания, Супраментала, который пока еще не проявлен в форме, и не является непосредственно действующей силой в земной природе, или даже в духовной жизни, но которая должна быть проявлена в материальной форме, и действовать на земле без участия каких-либо посредников.
В-третьих, потому что метод, предназначенный для достижения этой цели, является столь же всеохватывающим и интегральным, как сама цель, предполагающая полное и интегральное изменение сознания природы. Он включает в себя и прежние йогические методики, но они составляют лишь его часть, и являются вспомогательными по отношению к другим принципиально новым и основным методикам. Мне не удалось обнаружить свидетельство того, что этот метод, или нечто подобное как целостная система предлагалось или практиковалось старыми йогическими школами. Если бы что-то подобное было бы уже сделано прежде, я не стал бы тратить время на то, чтобы, в буквальном смысле, прорубать дорогу в непроходимых дебрях и в течение тридцати лет вести внутренние поиски и создавать новый метод, когда мог бы, подобно наезднику, совершающему приятную прогулку верхом, беззаботно мчаться к своей цели по ярко освещенному пути, давно проложенному, нанесенному на карту, снабженному предупредительными знаками и указателями, и ставшему поэтому общедоступным и безопасным. Наша йога - это не путешествие по изведанным маршрутам, а духовное приключение».
Перед нами открывается вся безмерная глубина и непостижимая высота устремлений Шри Ауробиндо. И это определяет цель Его йоги.
«Цель этой йоги заключается в том, чтобы достичь Божественного сознания и постоянно жить в Божественном присутствии, позволив этому сознанию и этому присутствию овладеть всем нашим существом. Эта йога предполагает не только реализацию Бога, но и полное посвящение, изменение как внутренней, так и внешней жизни, чтобы она смогла проявить Божественное сознание. И еще привнести в мир Божественную Любовь, Красоту и Ананду - это воистину то, что является апофеозом и сокровенной целью нашей йоги», говорил Шри Ауробиндо.
Но Божественная жизнь на земле предполагает наличие божественного тела у человека, - тела, которое смогло бы стать инструментом этого нового сознания, проявить в жизнь все присущие ему божественные качества. Появление такого тела означало бы проявление на земле нового творения. Но возможно ли такое? Если да, то как это произойдет? Шри Ауробиндо отвечал, что это не только возможно, но и неизбежно в силу логики самих вещей и эволюционного развития земли. Он видел, что человек - не вершина эволюции, но переходное существо, что эволюция продолжается, и человек будет превзойден. Это не означает, что у человеческих существ больше нет возможности двигаться по эволюционному пути своего развития, и что цивилизация себя уже исчерпала, хотя порой, глядя вокруг, кажется, что это именно так. Напротив, как говорят мудрецы - «самое темное время суток перед рассветом». И человеку предстоит принять самое непосредственное участие в той Божественной работе, которую Всевышняя воля осуществляет здесь на земле.
Вот слова Шри Ауробиндо: «Единственное творение, которое здесь может иметь место - это Супраментальное творение, низведение Божественной Истины на землю, и не только в ум и витал, но также в тело и в материю»...